Эксперты сходятся во мнении, что возвращение Дональда Трампа в Белый дом не сулит Армении ничего хорошего. Его победа на выборах президента США погрузила в глубокий ступор так называемое прозападное крыло в Армении, которое на самом деле оказалось не прозападным, а скорее соросовско-глобалистским крылом, пишет аналитик Арман Абовян на портале VERELQ.
По мнению Абовяна, подобная метафора в равной степени относится как к неолиберальной (глобалистской) прослойке в армянской власти, так и к политическим силам, которые себя позиционируют якобы как прозападные.
Ситуация на самом деле для армянских властей складывается не самым лучшим образом, а если говорить на чистоту, то, кроме как фиаско, и не назвать тотальный провал американского вектора внешней политики «бархатных революционеров».
Если подробнее, то, как известно, многие люди, которые находятся во власти в Армении, являются не просто идеологическими последователями самой радикальной формации неолиберальной идеологии, но и теснейшим образом связаны с Демократической партией США.
Для примера можно просто просмотреть биографию многих армянских чиновников высшего уровня. Причем засилье неолибералов наблюдается как в органах исполнительной и законодательной власти, так и в судебных и силовых структурах страны.
Это вполне понятно, ибо очень многие люди из высших эшелонов армянской власти в свое время работали в аффилированных с либеральной повесткой американских организациях (например, USAID, NED, Open Society) — ну или минимум были грантополучателями из вышеназванных организаций.
Кстати, нужно отметить, что идеология американских демократов, базирующаяся на нейтрализации национально-консервативных компонентов во внутренней политике, была перенята армянскими властями.
Например, «бархатная» концепция отказа от национальных приоритетов в пользу каких-то совершенно ненормальных, глобалистских моделей выстраивания государственной идеологии в рамках пресловутой концепции «Реальная Армения» есть прямое отражение идеологии американских (из Демпартии) партнеров армянской власти.
Кстати, сами американцы называют политику Демократической партии США soul killers, то есть «убийцы человеческих душ», или доктрина расчеловечивания.
В пику идеологии уходящей администрации Джо Байдена Трамп и его приверженцы являются носителями идеологии традиционных семейных ценностей. Повсеместно подчеркивая приоритетность христианского наследия «Великой Америки» и концентрации усилий политики на решении внутренних проблем США.
Безусловно, все это явно диссонирует с политикой нынешних армянских властей, которые взяли курс на разрушение национальной компоненты в государственной идеологии, что, например, проявляется в конфликте с Армянской апостольской церковью.
В контексте вышесказанного важно подчеркнуть, что американский контур во внешней политике Армении с легкой руки Никола Пашиняна был заточен на однобокую поддержку Демократической партии США с тотальным игнорированием республиканцев, а порой и переходил все границы дипломатического паритета.
Так, посол Армении в США Лилит Макунц постоянно гостила на мероприятиях Демократической партии, упорно игнорируя республиканцев.
Понятно, что Макунц действовала не столько по своему субъективному хотению, а блюла политическую линию нынешней армянской власти на американском треке.
Как показало дальнейшее развитие событий, подобная ставка обернулась полным провалом «бархатных» расчетов и надежд, что, в свою очередь, показывает несостоятельность (если не сказать жестче) нынешней армянской власти на американском дипломатическом треке.
Впрочем, давайте не будем забывать о том, что именно во времена правления Трампа в Армении были запущенны разрушительные процессы членами его команды, в частности Джона Болтона, да и агрессия турецко-азербайджанского тандема против Нагорного Карабаха случилась в 2020 году, а Байден пришел в январе 2021-го.
Так что особых иллюзий питать не нужно, но надо попытаться использовать намечающийся тренд на потепление отношений США и России в пользу интересов Армении.
И в подтверждение сказанному пост из телеграм-канала «Хроники Армении».
«Чего ожидать Армении от избрания Трампа президентом США
Избрание Дональда Трампа президентом США формирует новую ситуацию и расклад сил на Южном Кавказе. Связано это в первую очередь с несколько иным подходом республиканского политика к кавказским проблемам и отношениям с Россией.
Именно от будущей архитектуры российско-американских отношений во многом будет зависеть ситуация на Южном Кавказе и позиции Армении в ближайшей перспективе.
По мнению политолога-международника Бениамина Погосяна, нужно понять, что в работе с новой администрацией США властям Армении будет недостаточно произносить слова «демократия», «права человека» и прочее.
Интерес Трампа к Южному Кавказу будет таким же слабым, как в первой каденции, в период президентства Трампа в 2020 году, когда шла 44-дневная война в Нагорном Карабахе.
Главным же фактором, способным повлиять на ситуацию в регионе Южного Кавказа, Погосян считает отношения между США и Россией после избрания Трампа на второй срок:
«Если РФ и США достигнут взаимопонимания по Украине и архитектуре европейской безопасности в целом, то это даст возможность России существенно укрепить позиции. У России высвободятся дополнительные ресурсы для применения на Южном Кавказе и постсоветском пространстве. Если же РФ и США не достигнут взаимопонимания, или даже США нарастят помощь Украине, то Южный Кавказ будет и дальше рассматриваться как регион, посредством которого можно создавать проблемы для России».
По мнению руководителя Армянского центра американских исследований Сурена Саркисяна, для страны приоритетным направлением отношений с США должно стать экономическое сотрудничество.
Более того, Армения могла бы получить экономические преференции, однако за последние 6?8 лет армянские власти ничего не сделали в этом направлении.
Избранный президент мыслит как бизнесмен и может заинтересоваться Арменией лишь в том случае, если вырастет товарооборот, а Армения перестанет быть лишь 166?167-м по значимости торговым партнером США.
По его словам, многое также зависит от того, как будет работать с Трампом армянская община Америки, лоббисты и ААЦ. В окружении Трампа есть влиятельные люди, у которых очень теплые отношения с армянами, в отличие от предыдущей администрации, что даст возможность работать более эффективно, говорит Саркисян.
Саркисян также уверен, что у Трампа есть желание урегулировать отношения с Россией и в ближайшее время можно будет увидеть связанные с этим заявления и шаги. В частности, если США прекратят финансирование Украины, то это может коренным образом повлиять на ход конфликта, замечает американист.
Бениамин Погосян не исключает, что Трамп вернется к политике максимального давления на Иран, которую американский президент проводил в 2018—2022 гг., пытаясь заставить Тегеран подписать на новых, более выгодных для США, условиях Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) относительно иранской ядерной программы.
Вместе с тем он замечает, что последние сорок пять лет Запад оказывает давление на Иран, однако до сих пор не добился каких-либо результатов».